Новости
О Фирме
Персонал
Терапия
Хирургия
Детская стоматология
Пародонтология
Ортодонтическое лечение
Протезирование
Имплантология
Гигиена и профилактика
Статьи врачей клиники для пациентов
Прайс-лист
Ответы врачей клиники на вопросы наших пациентов
г.Оренбург
пос.Ростоши
ул.Газпромовская 72
проезд авт. 50, 56
ост. "Поликлиника"
тел. 73-77-01
73-77-02
e-mail




Кнопка Oren.ru

тел. (3532) 73-77-01, 73-77-02   филиал тел.  (3532) 37-33-03, 37-47-03    
Список статей
Психологические аспекты детского стоматологического приема.

Несмотря на широкий круг достижений современной стоматологии в профилактике и лечении стоматологический заболеваний у детей, выполнить необходимые манипуляции в полости рта ребенка подчас бывает практически невозможно. Причина – негативное отношении детей к посещениям стоматолога и вообще к проведению любых действий во рту, даже в домашних условиях, также эмоциональная неготовность родителей к выполнению назначений.

Существует много методов и технологий, направленных на решение проблемы поведения ребенка в стоматологическом кабинете. Очень важно, чтобы визиты к стоматологу в детстве и подростковом возрасте носили позитивный характер, т. к исследования ясно показывают, что это детский опыт оставляет сильный след во взрослых представления.

Одной из главных задач детской стоматологии является психологическая подготовка ребенка. Недостаточно только поговорить с ребенком перед лечением и во время него, необходимо провести подготовку для каждого отдельного вмешательства и все лечение рассматривать, как подготовку к следующему сеансу лечения.

Первая встреча стоматолога с ребенком преследует не только сбор данных для оценки стоматологического статуса, но и установлению контакта с ним. Поэтому действие врача при первой встрече должна быть особенно осторожной, продуманной, чтобы не испугать ребенка, не причинить ему боли. Спокойный, доброжелательный тон-проявление внимания к вопросам, интересующим ребенка, помогают завоевать его доверение. О каждом своем действии врач должен предупреждать ребенка. Разъяснять в доступной форме цель этих действий. Во время первой встречи не предпринимать попыток лечения, если к тому нет неотложных показаний или начать лечение с минимальной инвазивной манипуляции. Особенно важно придерживаться этого правила у детей с повышенной тревожностью, достаточно ярко проявляющийся в виде таких признаков, как нежелание вступить в разговор с врачом, выполнять его указания, резко повышенный мышечный тонус, слезы на глазах, расширение зрачков, усиленное потоотделение. Основная специфическая разница в лечении взрослых и детей - это взаимоотношения врача и пациента. Кроме того, при лечении ребенка, врач – стоматолог должен найти контакт не только с самим пациентом (ребёнком), но и с его родителями или опекунами. Родители маленьких пациентов оказывают большое влияние на установление психологического контакта.

Существуют разные точки зрения о влиянии присутствия родителей на поведение ребенка. Например, считается нецелесообразно принимать ребенка без родителей, предлагая им подождать у кабинета. Однако единого подхода к решению этого вопроса нет. Если родители правильно оценивают ситуацию и ведут себя соответственно задаче, стоящей перед ребенком и врачом, такое присутствие даже желательно, т.к. оно ослабляет тревогу ребенка, возникающую при разлуке с родителями.

Если же родители своим чрезмерно эмоциональным поведением лишь способствуют повышению тревожности у ребенка, то после разъяснения в соответствующей форме их надо попросить выйти из кабинета. Всё зависит от типа родительского поведения. Существуют различные типы родительского поведения.
Наиболее часто встречающимися являются следующие:

  • «игнорирующий» родитель ( полностью игнорирует врачей – стоматологов и их ассистентов; оставляет своих детей самих в стоматологическом кабинете);
  • «агрессивный» родитель (ведет себя агрессивно и вызывающе по отношению ко всем окружающим их людям, в том числе и к стоматологам);
  • «обиженный» родитель (обижен на всех врачей, в том числе и стоматологов)
  • «пластилиновый» родитель (во время приёма поведение такого родителя меняется несколько раз);
  • «морализирующий» родитель (подозрителен во всём и ко всем; никому не доверяет);
  • «позирующий» родитель (во время стоматологического приема принимает черты вышеперечисленных типов родителей);
  • «рефлексирующий» родитель (самый благоприятный тип родителей; с пониманием и участием относится к лечению ребёнка).

Память и мышление грудного ребенка развиваются, он запоминает многое из разговоров взрослых. Взрослые обычно возмущаются, когда их врач упрекает, что им не следует говорить в присутствии грудного ребенка о различных вещах, в частности о своих переживаниях у стоматолога, считая, что ребенок ничего еще не понимает. Однако, хотя ребенок в этом случае мало понимает разумом, но существует «чувственное понимание». Ребенок способен хорошо понять неприятную чувственную окраску, которая приобретается переживанием при его описании. Ребенок, таким образом, приходит к заключению, что лечение зубов представляет собой что-то страшное и в соответствии с этим также и реагирует, когда ему самому приходится подвергнуться лечению.

С точки зрения психического развития неблагоприятным представляется то, что именно в дошкольном возрасте возрастает чувствительность ребенка к страху и опасением. Новые предметы и явления могут в ребенке возбудить как страх, так и любопытство. Лучше поэтому не позволять ребенку, слишком долго рассматривать стоматологический кабинет, а заинтересовать его чем-либо, что может возбудить его любопытство. Ему можно показать и позволить попробовать поднять кресло, побрызгать из пистолета водой. Если беседа с родителями затягивается, то можно попросить ассистента занять ребенка походом к аквариуму, фонтану. Подобные мелочи могут вызвать у ребенка приятные чувства, способные подавить или отвести на второй план возможные неприятные ощущения при лечении. Так же мы детям раздаем мелкие «сувениры» - яркие цветные наклейки. У нас есть возможность показать видеофильмы, связанные с лечением зубов, мультфильмы. Такое внимание приводит ребенка в хорошее настроение, что родители могут использовать в качестве подкрепления его положительного отношения к лечению зубов.

Ребенок школьного возраста в эмоциональном отношении постепенно стабилизируется и стремится владеть внешними проявлениями чувств. В тех случаях, когда ребенок открыто, проявляет свои чувства, мы должны знать, как к этому относиться. Поскольку ребенок научился скрывать свои чувства, то он может ввести окружающих в заблуждение о своем истинном состоянии и намерениях. Именно стоматологи часто ошибочно полагают, что большинство детей школьного возраста уже не испытывают страха перед лечением. Дети, начиная приблизительно с 8 летнего возраста действительно, за небольшим исключением, не плачут и не сопротивляются при лечении. Однако при более внимательном наблюдении за их речью, выражением лица и общим поведением оказывается, что они испытывают страх.

В период полового созревания и юношества положение становится еще более затруднительным. Молодые люди стремятся выйти из под влияния своих воспитателей и стать самостоятельными во взглядах. Молодежь подвергает весьма критической оценке имеющиеся связи, свои отношения и воззрение, изменяя их иногда существенным образом. Недаром данный период называется «вторым рождением». В зависимости от отношения ребёнка к врачу - стоматологу детей можно условно разделить на четыре группы:

  1. Абсолютно негативное. Ребёнок отказывается от лечения. Плачет, полон страха.
  2. Негативное. Ребенок с неохотой принимает лечение, имеются некоторые признаки, но не столь явно выраженные.
  3. Позитивное. Ребенок принимает лечение, но с настороженностью. Он выполняет требования врача.
  4. Абсолютно позитивное. Хороший контакт с врачом, ребенок проявляет интерес к проводимым процедурам, смеётся, радуется.

Вышеизложенная информация позволит спрогнозировать поведение ребёнка в кресле стоматолога. Но как поведёт себя малыш в реальности, предугадать не может никто. Еще раньше, чем на ребенка начнет оказывать свое личное внимание стоматолог своим видом и общей атмосферой на него воздействует комната ожидания, а затем кабинет и все что в нем происходит. Зал ожидания является как бы визитной карточкой. Мебель здесь должна быть со вкусом и удобно расставлена. Данное помещение должно облегчать ожидание, при этом благоприятно психологически воздействуя на детей и родителей.

Естественно необходимым условием лечения является психологический контакт с ребенком, который должен быть установлен еще до начало лечения. Поэтому приветствовать ребенка рекомендуется в зале ожидания без маски, без перчаток, используется психотерапевтическая беседа. Последнее представляет собой легкий разговор, тема которого по возможности бывает отдаленной от лечебного вмешательства.
При планировании лечения зубов следует учитывать два типа детей:

  • К первому типу относятся те, у которых попытки лечения до сих пор не производились, но которые сейчас нуждаются в нем. Для таких детей необходимо последовательное ознакомление с процедурой лечения зубов. Планирование лечения должно включать постепенное, шаг за шагом, ознакомление с применением местного обезболивания, вращающихся инструментов. Время необходимое для этого ознакомления может составить от нескольких минут до нескольких посещений. Обычно, большинство таких детей не боятся и одним из наиболее важных аспектов проведения их лечения, будет обеспечение гарантии того, что у них не разовьется страх перед стоматологическим вмешательством.
  • Во вторую группу детей входят те, у которых уже проводилось лечение зубов или делались попытки такого лечения. С этими детьми бывает трудно установить контакт. Страх у некоторых детей очень силён. Ранее приобретенный негативный опыт наносит психологическую травму ребенку. Подобные случаи следует решать индивидуально и лечение проводить под наркозом.

Важным условием проведения лечения, как временных, так и постоянных зубов является то, что зуб должен быть подвергнут лечению лишь один раз. Необходимость в повторном лечении молочного зуба свидетельствует о неквалифицированной стоматологической помощи. Можно потерять контакт с ребенком, если неоднократно проводить лечение одного и того же зуба. Это так же не способствует укреплению доверия со стороны родителей.

Большинство детей имеют негативное отношение к лечению зубов. Для мотивации ребенка на приеме у стоматолога мы используем пломбировочный материал для временных зубов «Твинки стар», что в переводе означает «мерцающие звезды». Твинки Стар — цветной светоотверждаемый рентгеноконтрастный компомерный пломбировочный материал фирмы «VOCO» с эффектом блесток для полостей во временных зубах. Учитывая определенные трудности, возникающие при лечении маленьких детей этот материал гарантирует не только долговечность пломбы, но и удобство в работе.

В большинстве случаев врачу приходится объяснять малышу «что такое пломба». Врач при этом выходит из положения, называя материал, то «тестом», то «пластилином». При использовании «Твинки стар» эта проблема решается просто: пломба-это украшение на зуб, разноцветная, блестящая и ребенок увлеченно выбирает цвет своей будущей пломбы-синий, темно розовый, золотистый или просто с блестками. При виде такой красоты, детишки забывают, что они должны нас бояться и плакать. Верх счастья-получить пломбу из «Твинки стар».

Как отмечают родители, разноцветные пломбы воспринимаются ребенком как подарок от доктора, украшение и малыш с удовольствием демонстрирует их своим друзьям, родственникам и родителям. Кроме того, каждый маленький пациент, в награду за проявленное мужество, получает «медаль-наклейку». Важность психологического аспекта в детской стоматологии очень точно можно сформулировать словами « Даже если стоматологическое вмешательство выполнено безупречно, посещение врача – стоматолога можно считать неудачным, если ребёнок выходит из кабинета врача в слезах». Никому не хочется видеть слёз на глазах наших маленьких пациентов!!!

Мы используем магию, чтобы вызвать улыбку у наших маленьких пациентов!

детский врач-стоматолог
Максимова Ирина Анатольевна

Список статей